Меню сайта |
| |
|
Статистика | |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
| Музыкальный салон "Надежда" |
| | |
|
|
| Каталог статей |
Зачем человеку музыка?
Ни у кого не возникает сомнения, что ребенка надо учить читать, считать, писать. Сегодня уже с детского сада начинается обучение иностранным языкам. Но когда заходит разговор об изучении языка различных видов искусств, то сразу возникает вопрос: «зачем?». А действительно, зачем? Так ли уж необходимо понимать, например, язык музыки каждому человеку?
Зачем человеку музыка? Такой вопрос я задавала студентам, школьникам, взрослым. Ответы располагаются в следующей последовательности: музыка необходима для развлечения, для изменения настроения. Некоторые отмечают лечебные функции музыки. О главном, духовном воздействии музыки, ответов нет. Один третьеклассник на уроке музыки в школе на вопрос «почему ты не поешь?"» ответил: «кому нужна ваша музыка? За нее деньги не платят». Восьмиклассники о серьезной музыке говорят: «Она, конечно, нужна, но только тем, кто ее понимает, кто любит ее слушать. Но это не наша музыка».
Со стремительным развитием техники, с экономическим кризисом в конце ХХ столетия, объяснить людям с рациональным складом мышления необходимость эстетического воспитания становится все труднее и труднее. Данная статья – это результаты поиска ответов на вопрос «Зачем нужна музыка?», это анализ и синтез моих теоретических и практических исследований.
Технократизм в образовании разрушает эмоционально-ценностную сферу личности. Примитивная эмоциональная сфера, духовная инертность постепенно порождает в человеке жестокость, равнодушие, ограничивают круг радостей. Искусство, призванное развивать, расширять духовную основу человека, становится необходимым лишь как развлечение, ставится в один ряд со зрелищами.
В. Ашкенази, пианист, дирижер, на вопрос корреспондента газеты «АиФ»: «не идет ли все к тому, что масскультура окончательно выживает классическую музыку?», отвечает: «Думаю, что эти опасения имеют под собой достаточную базу. Как показывает история, большинство людей всегда предпочитало идти по легкому пути. В том числе и по отношению к искусству. Гораздо легче слушать вальсы Иоганна Штрауса или поп-звезд, потому что процесс восприятия этой музыки не требует никаких усилий, ни умственных, ни духовных. Да и эмоции она затрагивает самые примитивные. Это культура для ленивых, мы называем её down-market …» (Аргументы и факты.-2002.-№47.-с.16).
Благодаря развитию средств массовой информации – теле, радио, аудио, видео – продуцируется развлекательная индустрия, рассчитанная на нетребовательный вкус обывателя. Когда культура ставится на поток, на первый план неизбежно выходят факторы не культурные, а экономические. Тех, кто стоит во главе коммерческого развлекательного рынка волнуют лишь деньги. Идет процесс насильственного насаждения пошлости, дурного вкуса. Д.Б.Кабалевский писал об эпидемиях пошлости. Песни приходят и уходят, забываются. Но следы в душе остаются, как остаются на лице следы оспы. Эти эпидемии возникают потому, что не воспитан хороший вкус, нет иммунитета к дурному, пошлому.
С активизацией развлекательной музыки в нашем быту, с появлением мощной звуковоспроизводящей аппаратуры, современных ученых стала волновать проблема отрицательного воздействия музыки на человека. Исследованиями в данной области занимаются не только музыканты, но и психологи, физиологи, биологи, физики, генетики и многие другие, так как звук, основа музыкального искусства, имеет физические параметры: ритм, частотность и громкость, Анализ многочисленных источников позволил сделать следующие выводы
Ритм. О воздействии ритма знали в древности. Ритм шаманского бубна направлен на определенное воздействие окружающих. В прошлом веке смертная казнь осуществлялась на площадях под громкий, жесткий, однообразный ритм барабанов с целью вызвать страх. Мистерии в честь фригийской богини Кибелы проходили под оглушающие удары барабанов, приводившие жрецов к самооскоплению и другим видам самоистязания. Барабанным грохотом доводили себя до исступления и вакханки на празднествах в честь Диониса.
При ритме кратном 1,5 удара в секунду в сопровождении мощных сверхчастот (15-30 герц), человек испытывает экстаз; в 2 удара в секунду при тех же частотах входит в наркотическое состояние.
В середине 60-х годов в Америке появляются поп-группы, причисляющие себя к разряду «Acid-Rock» - /кислота/. Для написания и исполнения данного вида было необходимо употребление наркотиков. С 90-х годов «кислота» или «драйв» (drive) предназначается для танцев. Основой данного направления является ритм с тремя темповыми делениями: 120; 150 и 300 ударов в минуту.
В природе все подчинено ритму. Человеческий организм устроен так, что перенимает ритмы, диктуемые внешней средой. Музыкальный ритм может вызвать ритм сердечных сокращений и настраивать ритм дыхания. Если человеку навязать несвойственный ему ритм, он почувствует дискомфорт, раздражение и агрессивность. Многократное возникновение ритма может привести к возникновению заболеваний.
А теперь представим «кислотную» дискотеку. Музыка, если это можно назвать музыкой, звучит несколько часов без перерыва. Ритм нагнетается, сигналы идут в мозг непрерывно. В зале в основном ребята от 13,14 до 20 лет.
Комментарии излишни.
Частотность. Воспринимаемый человеком диапазон: от 15-16 Гц до 20000-22000Гц. Выше 22000 Гц – ультразвук – человеческое ухо не воспринимает, но влияние ультразвука человек ощущает. Ниже – инфразвук. Он так же не воспринимается ухом, но происходит воздействие на весь организм. Лучший для восприятия диапазон 800-2000Гц, хуже – ниже 50 и выше 10000 Гц. Собственная частота барабанной перепонки – 1000 Гц.
Бесконтрольное воздействие ультразвука опасно – происходит повреждение внутренних органов, кровоизлияния, отеки, воспаления, артриты. Даже обычные акустические гитары при длительной игре могут издавать ультразвуки. При воздействии ультразвука в мозгу происходят биохимические реакции, аналогичные уколу морфия.
Ультразвук действует на центральную нервную систему. Частота «работы» головного мозга примерно 8 Гц. Инфразвуки такой же частоты рано или поздно вызывают в нервных клетках резонанс. «Игра» частотами ускоряет сердечный пульс, увеличивает количество адреналина в крови, вызывает искусственное возбуждение.
Воздействие низких частот в сочетании со световыми вспышками с частотой 6 –8 Гц лишает человека глубины восприятия. При частоте 25 Гц вспышки света совпадают с частотой биотоков мозга, и человек может терять контроль над своим поведением.
Громкость. Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность 120-130 децибел (вызывает боль в ушах). Для сравнения водопад Ниагара – 90-100 дб; реактивного двигателя – 120-140 дб. На концертах поп- и рок музыки в центре зала до 106-108 дб, вблизи сцены – 120 дб.
Каждый из трех параметров сам по себе оказывает отрицательное воздействие на организм. Но при сочетании громкости, частотности и ритма в организме происходят необратимые процессы:
- происходит выделение в организме стрессгормонов, которые уничтожают в мозгу часть информации, в результате чего происходит деградация личности;
- вызывается резонанс клеточных структур организма, в результате чего возникает состояние, аналогичное приему наркотиков или алкоголя;
- происходит перебивание пульса человеческого сердца и рассогласование работы нервной системы и эндокринных желез;
- вызывается эффект кавитации (молекулы воды в тканях разогреваются, вода начинает разрывать окружающую живую материю);
- происходит повреждение внутренних органов, кровоизлияния, отеки, артриты;
- оказывается отрицательное воздействие на центральную нервную систему (4,12).
Мы живем в мире энергий, в мире звука. Звук – это энергия. И как всякая энергия, звук может созидать, а может разрушать. К сожалению, наше сознание отстает от развития техники. Мы часто не осознаем разрушающее воздействие звука, шума. О наркотическом воздействии рок- и поп-музыки первые забили тревогу западные врачи, т.к. утрирование всех трех перечисленных параметров звука – основа именно рок- и поп-музыки. Появилось новое понятие: музыкальная наркомания.
Что такое наркомания? Греческое слово narke – оцепенение и mania – страстное влечение – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших – оглушение, наркотический сон. Характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденцией к повышению употребляемых доз, формирование абстинентного синдрома, психической и физической зависимостью. По мере болезни нарастают личностные изменения наркомана (Психологический словарь -М.:-Политиздат, 1990. С.230). Когда подросток часто слушает рок- или поп-музыку, он привыкает к ней. Она становится необходимым фоном. Ее хочется слушать и слушать. Когда слушаешь эту музыку долго, чувствительность притупляется. Появляется желание увеличить громкость. Из признания одной девушки: «На концертах классической музыки мне бывает плохо, я бегу домой и включаю магнитофон со своей музыкой (рок). Постепенно прихожу в себя».
Недавние результаты исследования по этой проблеме показали, что если не послушать такую музыку всего три-четыре дня после регулярного слушания, у человека начинают дрожать пальцы примерно в том же ритме, что и у алкоголика (А.К.Попов, доктор психологических наук). Девушка, чьи слова процитировала, сегодня нюхает клей.
О воздействии музыки, звука на все окружающее знали еще в глубокой древности. Эти знания переданы нам в сказках, легендах, мифах. Е.П.Блаватская писала о мифах: «Мифология есть хранилище древнейшей человеческой мудрости… Ее легенды были средством для передачи фактов, но не были ни подделками, ни выдумками» (1). Например, легенды разных народов говорят о том, что с помощью звука можно поднимать огромные камни.
Сегодня меняется научная картина мира. Материалистическая наука подошла к границе, где кончается материя и начинается совершенно другой мир. Интенсивно происходит сближение философии Востока и науки Запада. Восток стал приоткрывать завесу над своими тайнами. Во все времена были Посвященные, которые владели тайнами мироздания. Один из ключей к раскрытию тайн - музыка. Но и она – тайна. Все Посвященные знали, что основа сотворения Вселенной - вибрация, звук, гармония.
Религиозные источники показывают, что Вселенная была создана звуком. У христиан в Книге книг, Библии, сказано: «вначале было Слово…», при помощи которого Бог творил нашу Вселенную. У египтян Бог Тот создал Вселенную звуком своего голоса. В индийской философии высшее мировое начало – Нада Брахман – воплощено в звуке, это зародыш всего сущего. Одно из божеств аборигенов Америки выдувает Вселенную из рожка.
Е.П.Блаватская в своем труде «Тайная доктрина» в разделе «Космогенезис» говорит о Фохате, двойственной Силе, положительном и отрицательном электричестве. Фохат – блюститель над Богами, тот, кто создает духов и дает им форму. Боги в эзотеризме – Свет, тепло, электричество. Фохат – синтез всех проявленных сил в природе. Обители Фохата многочисленны. Он устанавливает своих четырех огненных (электро-позитивных) Сыновей в четырех кругах. Эти круги есть экватор, эклиптика и тропики.
Песни Фохата и его сыновей были так же блистающи, как соединенное сияние Солнца и Луны, и четыре Сына ВИДЕЛИ песни своего отца и СЛЫШАЛИ его Солнце-Лунное сияние.
Колебание Фохатических сил у двух холодных концов (Северного и Южного полюсов) Земли, выявляет ночью многоцветное сияние и заключает в себе несколько Свойств Эфира, Цвета и Звука (1).
Наука от Пифагора до Кеплера говорила о «музыке сфер», отражающей звуковое строение и происхождение Вселенной, формирование которой на всех уровнях происходило под воздействием гармонических волн и физических полей - «эхо» первичного звука. Структура обертонового ряда объясняет расположение галактик, звёзд, планетных систем, геологических пластов, структуру таблицы Менделеева и расположение элементарных частиц на околоатомных орбитах. Звук становится проявленным языком «космического разума» и воплощает закономерности течения времени. Начало ХХ века - квантовая механика, теория относительности снова обратились к законам гармонии, которые играют важную роль в очевидной направленности эволюционных процессов во Вселенной.
Из этого можно сделать вывод, что природа формулирует свои законы на языке музыки. Сегодня ученые обнаружили, что музыкальные шедевры и сердечная деятельность подчинены асимметрической ритмике, основанной на золотом сечении (ЗС).
Существующие методы математического анализа позволяют ученым определить наличие или отсутствие ЗС в музыкальных произведениях. Наличием или отсутствием ЗС в музыкальных произведениях (или других произведениях искусства), можно объяснить благотворное или разрушающее их воздействие на живые организмы (человека, растение, животного).
Современный математик В.Г.Буданов, обращаясь к принципу золотого сечения, выдвинул гипотезу, подтверждающую идею Пифагора о музыке сфер, той божественной гармонии светил, которую можно услышать. Октавный принцип, используемый В.Г.Будановым, позволил трансформировать спектр частот произвольной системы в пределы одной октавы и исследовать его на наличие консонансных и диссонансных интервалов. Гелиоматрица показывает, что, например, интервал Земля-Марс дает самый сильный диссонанс – малую секунду (с точностью до 0,3%). Пара Земля-Юпитер – примерно консонанс кварта. Интервал Земля-Венера лишь на 0,5% отличен от ЗС, а интервал Луна (Солнце) – Плутон (граница Солнечной системы) дает ЗС с точностью до 0,06%.
В целом гелиоматрица демонстрирует гармоничность. Анализ гелиоматрицы добавляет ряд новых диссонансов для Земли (Солнце – тритон, Юпитер - большая секунда) показывая, что отношения гармонии между планетами распределяется.
Возникает и новое ЗС: Венера-Луна, 1,618 с точностью до 0,005% (!); Венера-Земля – 1,236, что равно величине 2/1,618.
В.Г.Буданов делает вывод об особом статусе Земли. «По ритмам именно Земля и ее спутник Луна (или Солнце) связаны с другими планетами сверхточными золотыми пропорциями».
Далее В.Г.Буданов переносит гелиоинтервалы обращения планет с помощью октавного принципа в область частот видимого спектра, которая занимает ровно одну октаву 380 нм-760 нм. Тогда частота Земли («до») будет отвечать длине волны 501 нм (сине-зеленому цвету). «Цвет» Солнца и Луны («ля») – золотистый и т.д. Таким образом, «впервые удается получить не субъективную, а психофизиологическую окраску звуков, связать высоту (частоту) звука и цвет (длину или частоту электромагнитной волны) сквозным каскадным синхронизмом». Среди композиторов к данному видению палитры музыкальной гаммы оказываются ближе всех Б.В.Асафьев и Н.А.Римский-Корсаков, подчеркивает В.Г.Буданов (2. С.60-61).
В 40-50 годы ХХ века наука открыла новый мир интимных отношений живой материи с окружающей средой. Честь этого открытия принадлежит Д.Н.Насонову – создателю школы цитологов. Ученые обнаружили, что каждый внутренний орган или ткань имеет собственное акустическое поле, генерируемое органами и физиологическими системами в процессе функционирования, а также при взаимодействии их с физико-химическими факторами внешней среды(5. С.75).
В 1968г. биофизик С.Э.Шноль и биолог А.А.Замятнин, определив число оборотов ферментов в некоторых биохимических реакциях, увидели, что они соответствуют музыкальным тонам – до, ре, ми, фа, соль.
С.Э.Шноль указывал, что помимо молекулярных звуков в живых клетках возникает новый механизм генерации звукодвижения мембран. Это показывает, что вокруг каждой клетки возникает сложное звуковое поле.
В 1987г. американский доктор, ученый из Национального медицинского центра Бекмановского исследовательского института увидел, что молекулярная структура генов, записанная в ДНК и соответствующая ей структура ферментов, совпадают с музыкальным звукорядом так, что получается целая октава.(6).
Российские ученые во главе с Я.Левиным озвучили биоэлектрические сигналы мозга. Эти сигналы оказались мелодией, индивидуальной для каждого человека. Я.Левин использует данное открытие в лечебных целях. Он утверждает, что у каждого человека имеется много базисных позиций, сочетание которых создают определенное личностное восприятие музыки.
Конец ХХ века – П.П.Гаряев со своими коллегами экспериментально доказали, что клетка есть звук, что клетки понимают речь, ее смысл, интонацию, передают друг другу информацию звуком и световыми вспышками.
Видимо, стоит прислушаться к философским выводам К.Скотта, английского композитора, пианиста, психолога, который утверждал в середине ХХ века, задолго до аппаратов, фотографирующих биополе, что музыкальные произведения разных авторов имеют не только свое биополе, но и определенную окраску этого поля. И в зависимости от наличия или отсутствия какого-либо цвета в своей ауре, человек легко или с большим трудом воспринимает музыку того или другого композитора.
Сегодня многие ученые для осмысления настоящего и предвосхищения будущего предлагают обратиться к опыту древних мыслителей. У Плотина Первоначало – это Энергия, составляющая его Сущность, рождающая другую энергию, которая сама обладает Бытием (4).
Считается, что Пифагор установил связь звукоряда с мировой физической константой. Но исследования археологических находок И.П.Шмелевым позволяют сделать вывод, что за 1,5-2 тысячи лет до Пифагора древние египтяне владели кодом, определяющим универсальный закон природы и гармонии.
Осуществляя перевод Библии с древнееврейского языка на русский, К.Леонтьев обратил внимание на то, что в родословной Адама присутствует гармоническая упорядоченность чисел. Спустя тысячелетия после написания первых книг Библии, Пифагор и его ученики откроют, что именно полученные здесь числовые отношения определяют музыкальный строй, который затем назовут пифагоровым (3).
Даже такой эскизный обзор различных исследований по проблеме «Что есть музыка и зачем она человеку?», позволяют сделать вывод: Все Сущее есть Музыка. Человек есть Музыка. А значит – Музыка – это жизнь. Речь, конечно, идёт о Высокой Музыке. Есть повод задуматься, не от того ли наши беды, что мы презрели главное – Музыку.
Одной Любви Музыка уступает,
Но и Любовь есть Музыка.
Н.А.Желещикова к.п.н.
г. Магнитогорск
Источник: http://r.sirius-ru.net |
Категория: Мои статьи | Добавил: nadejda2001 (25.02.2011)
| Автор: Н.А.Желещикова к.п.н. E
|
Просмотров: 6930 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
|
|