Любая деятельность, в частности, интеллектуальная,
обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и
переработкой информации. Одним из парадоксов нашего времени является то, что
функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с
древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. Этим
объясняется наметившаяся в современной педагогике тенденция к более раннему
интенсивному обучению – в педагогической практике широко применяются методики
раннего развития; в более раннем возрасте, чем прежде начинается и школьное
обучение. Вследствие увеличения учебных нагрузок возникают проблемы
валеологического характера - стрессы, повышенное состояние тревожности,
утомление, ухудшение детского здоровья в целом.
По данным психофизиологов в период формирования мозга (до
7-9 лет) вклад правого полушария в обеспечение психологического
функционирования превышает вклад левого полушария, познавательная деятельность
детей в возрасте до 7 лет имеет непосредственный, целостный и образный
характер. Но, к сожалению, методы преподавания, которые превалируют в школьной
системе и зачастую переносятся в процесс обучения дошкольников и детей раннего
возраста, в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Это влечет за
собой проблему мотивации – дети теряют природный интерес к учению уже в раннем
возрасте и не приобретают его в школе. Все эти проблемы не только неизбежно
снижают эффективность учебных процессов, но и пагубно сказываются на физическом
и психическом здоровье детей.
Таким образом, современная жизнь требует таких
педагогических технологий, которые должны, во-первых, быть нацелены на более
ранее обучение, во-вторых, обеспечить детям качественные глубокие знания,
создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, и в-третьих,
ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и
учитывать психофизиологические особенности возраста. В связи с этим особый
интерес представляют возможности использования музыкального искусства в
обучении детей базовым предметам: в особенности чтению и математике.
Еще в дpевности выделяли три напpавления влияния мyзыки на
человеческий оpганизм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на
физическое тело. Современная наука преподносит нам неопровержимые
доказательства этих влияний.
Как музыка влияет на духовную сущность человека? Думаю, что
этот вопрос не требует подробного разъяснения, так как на него сегодня может
дать ответ практически любой мало-мальски образованный человек, и этому вопросу
посвящено огромное количество психологических и искусствоведческих трудов,
начиная с самых древних времен.
Как музыка влияет на физическое тело? Благодаря
исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно
считать твердо установленными следующие факты:
музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем
крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
повышает и понижает мышечный тонус;
стимулирует появление эмоций;
улучшает вербальные и арифметические способности;
стимулирует процессы восприятия и памяти;
активизирует творческое мышление; и др.
Для античности показательна глубокая связь музыки с
медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки.
Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое
значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические
переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие
музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию
«нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и
сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.
В XVI веке музыка впервые стала применяться во время
хирургических операций. В XIX веке ученый И.Догель установил, что под
воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной
мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно
наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под
воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и
поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.
Можно с уверенностью сказать, что специально подобранная
музыка способна вцелом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идет о
формирующемся мозге маленького ребенка, то музыкальные воздействия могут
выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с
рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и
"богатую" музыку.
Восприятие музыки можно смело считать ведущим видом
музыкальной деятельности, поскольку оно доступно человеку еще до его рождения,
а также и потому, что сопутствует всем остальным: поем ли мы, музицируем на
инструменте, танцуем или пишем музыкальный диктант - мы слышим музыку. Учеными
доказано, что даже бессознательное восприятие специально подобранной музыки
улучшает показатели интеллекта. И все же так называемый
"Моцарт-эффект" (эффект в результате кратковременного прослушивания
музыкальных фрагментов Моцарта), получивший большое распространение в 90-е
годы, большее значение имеет для исследователей, чем для практических
приложений. Долговременные "интеллектуальные выгоды" оптимальнее
получать интенсивным изучением музыки и практической музыкальной деятельностью.
Вот почему наряду с музыкальным восприятием важное значение имеют и другие виды
музыкальной деятельности: игра на музыкальных инструментах, пение,
импровизация, любое музицирование, движение под музыку,
музыкально-теоретическая деятельность, сольфеджирование, анализ музыкальных
произведений и т.д.
Как музыка влияет на интеллектуальную деятельность?
Головной мозг человека является самым сложным образованием
Вселенной. Он содержит около триллиона клеток, из которых 100 миллиардов -
нейроны, каждый из которых связан с тысячами других. Формирующиеся в процессе
развития мозга межнейрональные комплексы и межцентральные связи лежат в основе
его интеграции. По мере созревания мозга степень устойчивости его интеграции
нарастает. Лишь при этом условии он способен к обучению и формированию высших
психических функций. Деятельность полушарий является взаимодополнительной,
отражая неравномерность распределения функций между двумя различными системами
мозгового кодирования. Правое полушарие в большей степени обладает
континуальными функциями, т.е. кодирует «целостность», а левое – дискретными
функциями, т.е. кодирует существенные признаки целого. Поскольку восприятие
музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует
различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией
специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих
полушариях. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и
межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга.
Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери
сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Как
сообщается в журнале «NORDIC JOURNAL OF MUSIC THERAPY» (выпуск 1, Зима 2000г.),
ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате
музыкальных влияний, такие как:
повышение уровня читательских навыков
повышение уровня речевых навыков
улучшение навыков, необходимых для решения пространственных
и временных задач
улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
улучшение концентрации внимания
улучшение памяти
улучшение моторной координации.
Мария Спайхигер из Университета Фрайбоург (Швейцария)
представила ряд положений относительно музыкального эффекта перемещения.
Следует уточнить, что "эффектом перемещения" или «перемещением
обученности» называют усовершенствование одной познавательной способности или моторного
навыка за счет предшествующего изучения или практики в другой области. Обычный
пример перемещения моторного навыка - то, что умение ездить на велосипеде
значительно облегчает процесс обучения катанию на коньках или другое действие,
которое требует умения поддерживать равновесие при движении. Спайхигер указала,
что эффекты перемещения между музыкой и учебными предметами наиболее вероятны,
поскольку, как и множество других известных эффектов перемещения, основаны на
подобиях между умственными и эмоциональными действиями.
Эти эффекты были подтверждены и нашими исследованиями. В
эксперименте (1998-2004) принимали участие разновозрастные группы детей с
разным уровнем музыкальных способностей - учащиеся дошкольных студий и детских
центров, ученики подготовительного отделения ДМШ №1 им.С.Прокофьева, ученики
1-х классов московской школы №324 с углубленным изучением музыки. Обучаясь по
интегрированной методике на музыкальной основе все дети (в возрасте от 2 до 7
лет) показывали более высокие показатели обученности, чем контрольные группы.
Эти результаты сохранялись на протяжении последующих лет обучения детей в
следующих классах. Справедливости ради нужно заметить, что н
Эти эффекты были подтверждены и нашими исследованиями. В
эксперименте (1998-2004) принимали участие разновозрастные группы детей с
разным уровнем музыкальных способностей - учащиеся дошкольных студий и детских
центров, ученики подготовительного отделения ДМШ №1 им.С.Прокофьева, ученики
1-х классов московской школы №324 с углубленным изучением музыки. Обучаясь по
интегрированной методике на музыкальной основе все дети (в возрасте от 2 до 7
лет) показывали более высокие показатели обученности, чем контрольные группы.
Эти результаты сохранялись на протяжении последующих лет обучения детей в следующих
классах. Справедливости ради нужно заметить, что нами также использовались
технологии "глобального чтения" и "количественной
математики", что также сыграло свою положительную роль и благотворно
сказалось на всем учебном процессе. И все же без музыки достичь такого эффекта
вряд ли было возможным. Положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают
мотивацию детей, активизируют деятельность не только обучающихся, но и
преподавателей, стимулируют познавательный процесс. Музыкальная деятельность
неизменно пробуждает интерес к излагаемому материалу, развлекает, успокаивает,
придает силы. "Музыкальные дети" выгодно отличаются от своих
сверстников: у них более развиты процессы восприятия, памяти; речевые,
орфографические и вычислительные навыки; такие дети более дисциплинированны и
эмоциональны. Мыслительные процессы "музыкальных" людей отличают
более высокая скорость мышления и полифоничность - способность одновременно
обрабатывать большое количество разнообразной информации.
Мы считаем, что в обучении всех детей без исключения,
независимо от их природных способностей, использование музыки - пусть с разной
степенью "углубления" - должно быть обязательным. В помощь педагогам
и родителям нами разрабатываются различные учебно-методические пособия: прописи,
книги для чтения, аудио-подборки музыки, плакаты, музыкальные компьютерные
презентации. На сайте "Музыка интеллекта" можно ознакомиться с
педагогическими технологиями автора, а также скачать музыкальные обучающие
презентации для детей, музыкальные произведения в исполнении великих музыкантов
и другие полезные материалы.
Источник: http://alicepush.ucoz.ru/index/0-5 |