Приглашаем послушать старинную музыку с клавесином в уютную гостиную музея-квартиры А.Толстого
Вы услышите произведения немецких мастеров эпохи БАРОККО:
БАХА, ГЕНДЕЛЯ, ТЕЛЕМАНА, ФИШЕРА, ПАХЕЛЬБЕЛЯ
в исполнении Дмитрия Шичалина (гобой), Надежды Кузьминой (альт), Алексея Даниленко (виолончель) и Константина Юдина (клавесин)
Эпоха барокко - 17 - первая половина 18 века - эпоха войн, национально-освободительных движений, религиозных исканий и научных открытий. Человек задумывается в то время о своем месте в мире, который ощущается им, как неустойчивый, непредсказуемый, полный движения. Изобретение в то время микроскопа и телескопа расширяет взгляд человека на мир, который становится для него бесконечно мал и бесконечно велик, а где-то посередине него - человек, который ощущает себя, как малый тростник. Порыва ветра достаточно, чтобы сломить его. Войны, болезни, смерть близких людей заставляют задуматься над жизнью, вносят в искусство того времени сильные эмоции и выразительность, но не приводят к депрессии и пессимизму. Человек того времени - верующий, еще близок к Богу. Музыканты, творившие в то время, сочиняли музыку "во славу Божию", пока еще не выражая своих личных чувств. Это пока выражение эмоций как неких субстанций существующих в мире - страдание, радость, печаль, восторг и поэтому они воспринимаются как явления вселенского масштаба, а не как личные переживания. И музыка того времени необычайно гармоничная и чистая, при всей своей эмоциональности. Композиторы, создавая свои произведения, прежде всего думали о самой музыке, о ее красоте и силе воздействия, чем о себе, что не мешало экспериментам и поискам в композиции. Хотя в целом, все произведения барокко чем-то похоже друг на друга, в них пока не ощущается резкой индивидуальности. Одного композитора можно спутать с другим, даже музыку одной страны трудно отличить от музыки другой страны.
Некоторое время музыку барокко считали устаревшей, неправильной. Это было во времена классицизма. Но уже с середины 19 века к ней начинают проявлять интерес композиторы-романтики. И настоящая любовь и увлечение этой музыкой приходят в 20 веке, когда мир открывает для себя музыку Вивальди и его современников.
Когда по-настоящему глубоко вслушиваешься в эту музыку, то создается ощущение, что она существовала и существует где-то в вечности и не является чем-то старым, ушедшим от нас, а представляет собой вечную гармонию и красоту вселенной. "Музыка - это имитация всеобщей гармонии, которую Бог предал миру". Так считали философы барокко.
|