9 апреля 19.00
СЕМЬ СЛОВ СПАСИТЕЛЯ НА КРЕСТЕ
Й.Гайдна
В 80-х годах XVIII столетия имя Йозефа Гайдна становится широко известным во всей Европе. Продолжая оставаться капельмейстером на службе у князя Николая Эстерхази, прославленный композитор получает заказы из многих стран. Создание сочинения, известного под названием "Семь последних слов нашего Спасителя на кресте", связано с заказом из Испании. Вот как описывает историю создания сам Гайдн в 1801 году:
"Прошло, примерно, пятнадцать лет с тех пор, как один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в Великий пост исполняли ораторию...
В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ, после подходящего к случаю вступления, произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, он спускался с кафедры... Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее - и всякий раз по окончании его речи звучал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция.
Задача дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около десяти минут, и при этом не утомить слушателя, оказалась не из легких, и я очень скоро обнаружил, что не могу связать себя предписанным временем".
Музыкальные воплощения евангельского сюжета о семи изречениях распятого Христа существовали и ранее (один из замечательных их образцов - оратория Генриха Шютца, возникшая около 1645 года). Гайдн создал цикл для оркестра из семи медленных частей (композитор именует их "сонатами") с интродукцией и эпилогом "II Terremoto" ("Землетрясение"), живописующим бурю, разразившуюся после смерти Христа. Как предполагают, сочинение впервые было исполнено на страстной неделе 1786 года в Кадисе в церкви Санта-Куэва и опубликовано в 1787 году. Вскоре оно приобрело широчайшую известность, и Гайдн, в целях дальнейшей популяризации цикла, сделал его переложение для струнного квартета, также изданное в 1787 году, тогда же вышло и переложение для фортепиано, просмотренное Гайдном.
В 1792 году Йозеф Фриберт, капельмейстер князя-епископа Пассау, написал к музыке текст, превратив ее в ораторию.
Наиболее часто исполняемым является квартетный вариант. Разумеется, квартетная версия уступает по силе воздействия и оркестровой, и, особенно, вокально-симфонической, но и она в достаточной степени отражает несравненную красоту и величие одного из самых прекрасных, проникновенных и трагических сочинений Гайдна. Здесь, как и в мессах и в других церковных произведениях, композитор близок великим художникам Возрождения: основные черты его трактовки духовной тематики - человечность, искренность, возвышенная простота.
По материалам сети Интернет
Семь сонат с интродукцией и заключением
1. L'Introduzione. Maestoso ed Adagio
2. Sonata I. Largo
3. Sonata II. Grave e Cantabile
4. Sonata III. Grave
5. Sonata IV. Largo
6. Sonata V. Adagio
7. Sonata VI. Lento
8. Sonata VII. Largo
9. II Terremonto. Presto con tutta la forza
Исполняет квартет Музыкального салона "Надежда"
ИЛЬЯ КОНСТАНТИНОВ (скрипка)
МАРИЯ МАРГОРИНА (скрипка)
НАДЕЖДА КУЗЬМИНА (альт)
АЛЕКСЕЙ ДАНИЛЕНКО (виолончель)
Место проведения: Музей-квартира А.Н.Толстого
Адрес: ул. Спиридоновка, д.2/6
Билеты продаются при входе - 300 р.
Справки по тел.: 901-530-79-19
|